Эту сложную тему я начну с притчи:
«К Будде пришла женщина: её ребёнок умер. Она кричала и плакала. Она была бесплодна и не могла больше иметь детей, а её единственный ребёнок умер — вся её любовь и забота. Будда сказал ей:
— Я помогу тебе. Но сначала ты пойди в город и принеси несколько горчичных зёрен из дома, где никто не умирал.
И женщина пошла в город и ходила от дома к дому. И везде, где бы она ни была, люди говорили ей:
— Мы дадим тебе сколько угодно горчичных зёрен, но условие не будет выполнено. В нашем доме умирали люди.
И так было вновь и вновь. Но она всё надеялась: «Может быть, есть где-нибудь несколько домов, которые не знают смерти». И она шла дальше и дальше, и так целый день.
А вечером великое понимание пришло к ней. Смерть — это часть жизни. Она — обратная сторона жизни и происходит постоянно. Смерть не есть личное горе, которое случилось только с ней.
С этим пониманием она пришла к Будде. Тот спросил:
— Ну что, где горчичные зёрна?
А она тихо улыбнулась, опустилась к его ногам и попросила:
— Я хочу знать То, что никогда не умирает. Я не прошу вернуть мне сына потому, что даже если это произойдёт, он должен будет умереть вновь. Помоги мне найти То, что никогда не умирает».
Рано или поздно практически все мы сталкиваемся со смертью любимого человека, с болью утраты. И оказываемся внезапно перенесенными с безопасного, залитого теплым солнечным светом цветущего луга в ледяные и безжалостные волны горя. Да, мы знали, что смерть является частью жизни. Но мы почти всегда оказываемся не готовы принять этот урок.
Проживая первый, самый сложный, самый болезненный и страшный год после утраты, проходя этот скорбный путь, мы решаем несколько важных задач.
Первый этап этого пути – период шока, оцепенения, отрицания – помогает нам бессознательно «задержаться» в том времени, когда умерший был жив. Наше бессознательное пытается избежать страдания, не допустить его в сердце. Мы пытаемся остаться во «времени до травмы», там, где любимый человек жив, где еще светит Солнце, где нет ужасного события. А попытки окружающих вывести нас из этого состояния вызывают раздражение и злость.
Затем наступает этап гнева, поиска виновного, помогающий нам выплеснуть накопившееся напряжение. Мы можем обвинять Бога, себя или других людей, мы ищем виновного в смерти любимого человека. Мы можем чувствовать вину, прокручивая в голове то, что могли бы сделать, но не сделали. Или сделали и именно наши действия, как мы считаем, послужили причиной трагического события.
Этот этап сменяется этапом торга, когда мы страстно желаем вернуть умершего. Мы не хотим принять факт постоянства утраты, мы не хотим видеть и ощущать жизнь без того, кто умер. Сумасшедшая надежда рождает обжигающую веру в чудо: мы ждем стука в дверь, телефонного звонка, прихода ушедшего, мы слышим характерные шаги, аромат, который был присущ любимому человеку, мы как бы ощущаем его присутствие рядом.
Согласно концепции Дж. Вильяма Вордена, первая задача, которую важно решить в процессе проживания горя, это позволить себе признать факт потери. Сложно, больно до крика, до прерывания дыхания, но необходимо. Да, это случилось. Это уже произошло. И факт осознания утраты помогает нам жить дальше и не сойти с ума.
Вторая очень сложная задача – пережить боль потери. Прожить все сложные чувства, которые возникают в этом периоде.
Мы входим в фазу острого горя – нас захлестывает отчаянье, страдание, гнев, беспомощность, мы переживаем острую душевную боль и ощущаем бессмысленность, невозможность существования без этого человека, Нас страшит лютое, беспощадное одиночество. У нас нет аппетита, всё кажется таким бессмысленным, мы не хотим двигаться, так как нет сил, мы не хотим разговаривать, так как окружающие говорят бессмысленные фразы: «Надо держаться», «Все это переживают», «Утешься», «Ему там лучше». А тебе не за что держаться, невозможно утешиться, тебе нет дела в этот момент до других, и никто не знает, как ему там на самом деле.
Нам невыносимо больно, мы застываем в оцепенении, кажется, что дальнейшая жизнь невозможна, но в этот период наша психика совершает очень сложную работу, требующую привлечения всех наших сил, смелости и мудрости.
Этот этап – пульсирующая сердцевина горя. Именно здесь мы отпускаем, отталкиваем своими руками умершего, окончательно принимая факт его утраты. И это действие необходимо совершить, чтобы остаться в здравом уме и трезвой памяти. Мы должны сохранить себя, не позволить нашему разуму укрыться за пеленой забвения.
Именно здесь, из крохотного «горчичного зерна» появляется маленький росток будущей светлой грусти. Да, волны горя периодически еще накрывают нас с головой, да, нам не хватает дыхания и сил, но, выныривая, мы приносим с собой маленькую песчинку воспоминаний о том времени, когда мы были с умершим. То есть, не погружаясь в «здесь и сейчас он со мной», мы можем со стороны видеть «там и тогда мы были вместе».
При выходе из этой фазы происходит смена ведущей деятельности горя. Восстанавливается сон, аппетит, работоспособность. И решается третья задача – осознание новых планов, организация нового окружения, налаживание новой жизни. Памятные даты, места, события, предметы нас могут вернуть к острому переживанию, но теперь мы уже на берегу и воспоминания не грозят утянуть нас на дно отчаянья и безумия.
Мы проживаем год без любимого человека и наша психика готова к тому, чтобы отвести ему его место в нашей памяти, закрепив его образ. И тут решается четвертая задача: мы выстраиваем новое отношение к умершему и продолжаем жить. Эта задача может оказаться самой трудной, так как её решение может прерываться запретом на новую любовь, страхом, что новый партнер умрет, фиксацией на прежних отношениях.
Сколько будет длиться работа горя? Столько, сколько потребуется для решения всех четырех задач.
Нужна ли помощь психолога в период проживания горя? Да, так как он сможет выслушать и помочь проявить эмоции, не дать им закапсулироваться, не оставит без внимания чувство гнева, вины, страха, одиночества и беспомощности. С ним можно разделить как светлые воспоминания об умершем, так и пугающие, страшные. С ним можно плакать, кричать, бить подушку. С ним можно помолчать, разделяя боль. Он поддержит, давая возможность выдохнуть. И вдохнуть, чтобы научиться заново жить.
Автор Галина Дьяченко